chs_65 (chs_65) wrote,
chs_65

Ладога- 2018

От любви до ненависти и обратно…

С 1984 года я периодически появлялся в этом регионе и надеюсь ещё вернуться не раз. Наверное, это и есть место моей силы, вторая родина. Просто, время идёт, и жизнь, естественно, меняется. Увы, не всегда так, как хотелось бы мне.

Сборы

В прошлом году после сумбурного похода по озеру Кереть, Ладога-Ладушка в качестве розовой мечты на этот год вырисовывалась вполне отчетливо. Вот только, скажем прямо, сил в себе на такой поход не находили. Ладожская пятиметровая волна, виденная нами в 2007, впечатлила на много лет вперед. А с нашим цельно-женским экипажем одной из байдарок - и подавно. Поэтому много думали, искали, прикидывали, но так ничего и не придумали. Долго искали мужиков, чтобы разбавить женский экипаж на «Неве» – фигу, пришлось опять нашим дамам идти вдвоем. Итого наши экипажи: Семкины - Мишка и Тимон на «Варваре» с Деймом в качестве пассажира; Наська и Васильева на «Неве» и мы с Мышкой и Волькой на «Арбузе»[i].

И вот наконец-то август 2018 года…

Начался, вроде, отпуск, а суета на работе не кончается. Вроде бы понятный маршрут, а уверенности и ясности нет. Байдарка теоретически жива, но развернуть и проверить её возможности нет. Клей для «тезы» купили, но какой-то странный.

Solo: нет, возможно, это хороший клей, но не для наших целей придуман. Лучше клея «Уран» я пока ничего не видела, а в этом году он из продажи резко исчез…

В конце концов, я плюнул и решил: пусть будет, как получится. Попытались заказать хостел в Сортавале и электронные билеты на обратный паровоз – как-то криво получилось. Как мы отстали от жизни! Ну, да ладно, будем надеяться, что это был полезный опыт.

3 августа, пятница

Весь вечер и утро 3 августа собирались. Очередной раз удивился, что с годами количество возимого барахла растет в геометрической прогрессии. Тоже годовые кольца?!

В 10-35 3 августа загрузился с собакеевной к Семкину на машину - «Фолечку» , и цирк с лодками, гитарой и собаками (младой шпидтц-тыц-тыц наших друзей Дейм тоже участвует в поездке ) тронулся в путь. Удачно выскочили из Москвы, проскочили Бологое. Лопнула камера на левом заднем колесе. Мишка говорит, что без меня этого не происходит никогда, интересенька… Пришлось ставить запаску, тут-то и разглядели: пострадавшая покрышка стерта до корда, странно, что досюда дошла. Хорошо, что было не очень поздно, пришлось искать хоть что-то на предмет запаски. А это, блин, не просто, хоть вывесок «шиномонтаж» вдоль дороги хоть завались.

Ночью прошли Питер и стали объезжать Ладогу по западному берегу. Самым запомнившимся был пост ПОГРАНКОНТРОЛЯ на въезде в Карелию. А, в общем-целом, дорога то получше, то похуже, то ремонт. С поездки 2015 года практически не отличить.

4 августа, суббота

Мишка, конечно, железный. Я успел пару раз прикемарить, а он всё вел и вёл. Рано утром подъехали к Лахденпохье. И вот тут началось! Место, которое рассчитывали под стапель, оказалось частной территорией. И ВСЕ места, где можно поставить палатку на берегу, ЗАКРЫТЫ. Ближе, дальше, другой берег залива - ФИГ! Начали отступать на Ю. Едва не остались без бензина «среди долины ровныя»… Пришлось вернуться в Лахденпохья (а там тоже не так уж просто бензин найти!), а потом ехать к Терву. Совершенно учуньканные, остановились в кемпинге у Аннушкиного причала (район Вяттике)(далее: т.1 точка на карте).
Мышь: для меня эта история началась именно 4.08.18, когда я мрачно мечтала если не искупаться, то хоть душ принять. Когда ты мокрый от пота (увы, на сей раз спастись от московской жары уходом в «северный» климат не вышло, московское лето и сюда добралось), одежда режет каждой складкой. Между тем переодеваться негде: ты то в поезде, в плацкартном вагоне (у всех на глазах не будешь же, пардон), то на вокзале… Впрочем, на Финляндском вокзале мне повезло, оказалось, что там и душевая своя имелась – в укор Москве, что ли?.. От душа отказалась, скрепя сердце, зато переоделась и вздохнула с облегчением.

До следующего поезда надо было ехать на метро, и сотрудник полиции попросил показать рентгеновским лучам рюкзаки. И нам самим разрешил посмотреть, и я с удовольствием полюбовалась на силуэт ножа в кармане… И контейнер на самом дне: папа мечтал подновить тайник у Путсари («Серый остров» известен своим монастырем, но для нас важнее то, что в один из заездов по Ладоге мы там создали тайник в рамках игры «Геокэшинг или Поиск сокровищ»). Прошлый тайник не прижился: то ли разорили, то ли еще что… Ну, вот и везем новый. Поищем место получше – и спрячем контейнер с призами, а координаты и фотографию места выложим на форуме игры. Контейнер везу я. Вдобавок, несколько чужих – уже готовых - тайников ждут нас по пути. Поищем, если будет время.

То ли из-за монастыря, то ли из-за содержимого контейнера (несколько бесхозных икон и «сказки Эльфики» на околоангельскую тематику) не могу отвязаться от перефразирования старой песни Бутусова:

Видишь, там на горе возвышается крест,

Под ним припрятан тайник – поищи-ка его…

…Но это не очень заметно, потому что с нами едет Тим Семкин (да-да, тот, в чьем рюкзаке предательски высветился складной стул!), в это время успешно доживший до веселого подросткового возраста и жестоко оторванный от благ городской цивилизации и друзей (как виртуальных, так и вполне реальных). Я периодически влезаю в его вдохновенный монолог, задаю не шибко простые вопросы, и, честно говоря, не запоминаю, о чем говорим.

Про этот эпизод помню лишь потому, что мы в итоге договорились до разницы между супом и компотом: суп полагается приправлять солью, а компот – сахаром. И какой-то… инфернальный персонаж дернул меня за язык: «Легким движением руки компот превращается… Превращается компот в элегантный суп!»

Как в таких случаях нередко бывает, эту вот нелепую фразочку подхватило большинство участников заезда. Ну, хоть применение ей в конце концов нашли: «элегантным супом» стали называть самопальные напитки и коктейли, смешанные «на скорую руку» из чего получится.

День не особенно запомнился: недоспав в поезде, я понемногу клевала носом. А в электричке, ехавшей в Лахденпохья аж то ли четыре, то ли пять часов, успела даже немного поспать. Последний в ближайшее время день на лоне цивилизации – Тим и я пользовались этим почти с равным азартом: как ни старалась сдерживаться от лишних «скоромных» чипсов, ностальгия брала свое. Но в отличие от Тима, мне перспектива оставить города жить своей, городской жизнью не казалась столь мучительной.

Ожидания дорожные скрашивала еще и тем, что взяла с собой «работу» - в смысле, недоплетенную тесьму для плетеной куколки «девицы», начатую тесьму для футболки (решила пометить «свои» футболки цветной лентой на горловине и, если терпения хватит, на рукавах, вот и плету. Пока синюю, для серых и синих футболок), схему, как плести нужную тесьму – и нескольких готовых уже куклят, взятых для фотосессии в Карелии. Забегая вперед, скажу: нормально их заснять так и не получилось: то ли «пересвет» подводил (кое-кто был одет в белую рубашку), то ли моя всплывшая ниоткуда гиперактивность (мне нравится двигаться, и замереть, чтобы ничто не дрогнуло, стало получаться гораздо хуже).

А потом я просто заснула.

По приезду в Ландоху, снова плела, благо снова надо было ждать – на сей раз мужчин с машиной. А в машине наслаждалась последними моментами, когда можно было слушать плеер: сколько-то ему отключенным в контейнере скучать предстоит… Когда заехали в магазин типа «Пятерочки», закупаться на первое время, я на свою голову махнула на улицу «без ничего». Места я без куртки, и правда, занимаю меньше, кто бы спорил – но пасмурное небо, к концу закупок превратившееся в оглушительный ливень, мне бы стоило учесть.

И еще… Чипсы-чипсами, а есть-то хочется… А деньги, как назло, остались в куртке в машине. Слава Богу, шаурму мне все-таки купили, так что садилась в машину уже преисполненная благодарности. На пробу взяли тростниковый сахар – но попробовать не удосужились, ни в этот заезд, ни… До сих пор, а на дворе сегодня уже 24 октября, на минуточку. Правда, того же, 2018 года.

И снова спала, пока бедные взрослые метались по местным дорогам в поисках места, где оставили папу с палатками и собаками. Карта:

Для меня формат стоянки совершенно новый. Платная парковка- понятно. ПЛАТНАЯ УСТАНОВКА ПАЛАТОК– фигась : 200р за палатку! И это посреди чиста поля. Хорошо, что у всех нас палатки-дуговушки. Но больше всего бесил, простите, сортир. ОДНО ОЧКО люфтклозета на всю толпу – т.е., в среднем, человек 30-50 народа в день, проходящего через этот кемпинг. Про биотуалеты хозяева, видимо, не слышали.

SOLO: а, знаешь ли, это не мегаполис, вокруг природа, пленер… Не хочешь стоять в очереди, ступай в кусты. Не воняет, опять же….

Ну, да ладно. Приехали, встали, тут и грянул ливень. Палатки ставили уже под дождем, накрыв кучу нашего барахла полиэтиленом. Естественно, промок до резинки трусов.

Мишка уехал за нашими дамами и детьми, я остался на вещах. Хорошо, что взяли газ - легко сделать чайку, перекусить. Надеялся вздремнуть, но фиг, гроза, и собака трясется…

Подъехали мамы и дети, тоже мрачные и недоспатые. Провели коррекцию нашей свалки, чавой-то зажевали, и пошли спать, по 2 палаткам, не устанавливая дополнительных - жаба душит.

А с этим клозетом забавная история вышла. Там две совмещенных деревянных будочки: в первой - одно на весь комплекс «очко» туалета, во второй «раздевалка». Вот сижу я как-то раз в первой будочке и думаю, разумеется, о проблемах мироздания… И тут через деревянную стенку доносится робкий мужской голос: «А выпустите меня отсюда, пожалуйста!» Дело в том, что снаружи эти будочки закрывали «деревенские» щеколды – деревянные плашки, вращающиеся на гвоздях. Мужик зашел переодеться, щеколда упала и его закрыла. Ой, ну, я не спросила, сколько он там сидел, я его выпустила и потом пять минут хохотала, как умалишенная…

А чтоб не было скучно, стадо вопящих соседских детей.

Что-то я тут не понимаю. Смотрели на соседей: Да, вывезти детей на выходные из города (?) … в палатку в чистом поле. Ну, шашлык-машлык… жарища, если дети умеют плавать, то ничего, но дети мелкие, и, похоже, еще не умеют. А со здешнего причала их только как бельё в проруби полоскать можно. И орать на них каждые пять минут за то, что в лужу упал, за то, что в туалете не туда сел, и вообще…. За всё! Это отдых? Не, не поняла.

Мышь: По приезде узнала, что в силу экономии оплатили постановку палаток по принципу «одна на семью». Что ж, в тесноте, да не в обиде…

Может, оно и к лучшему, лениво думала я, залезая в установленную палатку и на скорую руку там «обустраиваясь»: достала и надула коврик, вытащила спальник, пару пакетов с одеждой – на роль подушки – смазала потертости «Пантенолом» - и отрубилась. Меня пытались добудиться на ужин, но даже яичницей с беконом и луком соблазнить не очень получилось. Зато потом немного поснимала роскошный вечерний туман. Кажется, он означает, что завтра будет солнечно… Или нет?

Ночью была гроза, и в какой-то момент я проснулась, чтобы увидеть, как Волька, спавшая в ногах, спит уже на моих собственных ногах, чуть ли не обхватив их лапами. Волка-Волечка, все будет хорошо…

5 августа, воскресенье

Поскольку точка старта ушла сильно на юг, бумажные карты эту часть не покрывают. Сходил к «хозяевам» доплатил еще за день, распечатал ЧБ вариант прошлогодней карты. Оказывается, этого мало. У нас дырка в карте между Ихамиеленсари и Тимонсари. Поскольку в промежутке между первым и вторым общением мы успели с хозяевами кемпинга поцапаться из-за собак (не пускайте собак на территорию, они нам всё загадят! А если мы уберем? Нет, не если!!!), на «бис» распечатываться я не пошел.

Собирали байды, смотрю, а в упаковке Арбуси БЛЕСТИТ. Опаньки, да это ж моя зажигалка, а я ее год ищу! Дети из соседних палаток развлекают наших собак. Наши мамы взялись за готовку - это вкусно, но газ утекает ух… (надо на бензин переходить!) Не, дрова на базе, конечно, были. 200 рублей колотое поленце. (господа, в Карелии, а не в Сахаре!!!)

Баллоны, вроде, держали давление, поставил оба штатных. Запасной, наверное, оставлю в машине.

SOLO: жарко, жарко, жарко! В чистом поле от солнца деваться некуда, тент не спасает, а нужно три байдарки собирать: Миша с Танюхой уехали за основной провизией на весь маршрут. Ребятам нашим тоже жарко, вяло ковыряются в железках, пользы практически не приносят. Первым делом, разумеется, Штурман собрал свой «Арбуз». Посмотрела я на арбузную шкуру и опечалилась: в прошлом году, когда я загнала всех на камни, по которым лупил неслабый прибой, «Арбузу» здорово досталось. Куда деваться от печали?! Достала клей, «тэзу» и развлекалась художественной аппликацией часа три. Нет, развлекалась бы и дольше, но весь нормальный клей кончился, а купленный перед поездкой - это не клей, а сопли какие-то.

Вернулись наши с едой. Мало того, что её целая гора, так вершину этого Монблана венчает еще и здоровенный арбуз!

Мышь: Мы, конечно, обещали бабушке, что будем звонить, откуда сможем – но в нашем, простите, кэмпинге связи пока еще не было: ни сетевой, ни телефонной – разве что по городскому телефону у хозяев…

Туман не соврал: хмурое утро быстро превратилось в образцово-летний день, с жарой, травой под ногами и веселыми (опционально) и шумными соседями. Без спешки помогала собиравшим байду и вещи, между делом оглядываясь на соседей с детьми. Попробуй не оглянуться, когда там то и дело слышался женский крик, распекавший кого-то из детей. Дети охотно носились за собаками, играли во что-то свое, неохотно слушаясь истерящую даму: им пока неохота находиться в «Скучляндии» (по выражению одного из них), им «Веселяндию» подавай. Создалось впечатление, что крик – привычный способ общения дамы с миром, и дети (некоторые так точно) выработали защитную толстокожесть.

Выяснилось, для чего нужен был стул: надо поберечь ноги мамы Татьяны, а то очень уж им досталось в последнее время. Не забыть бы вытащить перед закладкой тайника то, чего в его контейнере быть не должно. И посмотреть в Сети названия китайских танков, среди них может обнаружиться женское имя.

Еды и правда привезли гору немалую. Но запомнились среди этого здоровенный арбуз, выпадавший из общепоходной картины – и свиная рулька, купленная на гороховый суп. Почему она запомнилась – потом расскажу.

Смеха ради засняла арбуз на куче спасжилетов, раз уж не удалось его в них нарядить.

Уже чуть позже оказалось, что я так-таки обгорела, так что пришлось мазаться «Пантенолом» и следующий день провести в рубашке.

У меня свои каноны удачи. Согласно им, удачное путешествие на север – это когда ты там, на севере, успеваешь обгореть на солнце. Так что нам, можно сказать, везет.

Последнее пиво, завтра в путь.

• Финансовые романсы...

Ну, про то, что финансирование у нас в музее смешное, я многим говорил, и пока перемен нет. Но тут руководство решило нам "поднять"…

• Сказочки...

Когда-то давно мой УЧИТЕЛЬ Гришка Лин показал изумительный жанр словесного творчества: т.н. "СКАЗКИ". Нет, там не было фей, драконов и…

• Ступинский собачий первомай

Первомай, пожалуй. у нас самый любимый праздник. С тех самых пор, когда 40!!! лет назад я впервые выехал в ВОЛЬНУЮ (т.е. организованную своими…