chs_65 (chs_65) wrote,
chs_65

• Music:

Байки из рюкзака

Подсмотрел на "энциклопедии путешествий" эту идейку, и вот решил рассказать про снарягу, с которой пришлось походить.

Преамбула

За тридцать с хвостиком лет хождения по походам через меня прошло немало разного снаряжения. Хорошего и не очень, фабричного и самодельного. Что-то сработало штатно, что-то подвело, но не о том речь. Со многими из них связаны истории и приключения. Вот про это я и попробую написать.

Фляга-апа (почти мать-кормилица).

Весна 1981года. Мы школьники только учимся ходить в самостоятельные маршруты. В этот раз мы едем в Ступино. Небольшой рюкзак «Пионер» загружен доверху, под клапаном подвязан ватный спальник. Сажусь в автобус, чтобы ехать до метро. Рюкзак поставил на пол, смотрю в окошко. Входят еще пассажиры. Рядом с рюкзаком устраивается женщина, секунда, и она начинает бочком протискиваться от меня. Что ж я такой страшный в старой телогрейке?! Но, пора и мне на выход. Поднимаю в обнимку своего «захребетника» и начинаю понимать, барышню-соседку. Возле самой стенки рюкзака, оказывается, лежит новая 2-литровая фляга со свежезаваренным чаем. Даже через рукава телогрейки чувствуется тепло, каково же было барышне в тонких чулках! Бедолага!

Доехал до вокзала, погрузился с народом в электричку. Все голодные, не успели позавтракать. Достаем бутерброды, я вынимаю флягу. Остывающая крышка «присосалась» к фляге и приходится зажать ее коленями (а там не телогрейка, а только джинсы) и крутить обеими руками. Электричку качает, руки и колени горят от фляги. Поднатужился, поднапружился и свернул- таки крышку. Тут- то из-под нее и потекло. В зазор между крышкой и горлышком налилось грамм 150 ГОРЯЧЕЙ воды, и все это выливается на ноги. Такое не забыть! В глаза бы конструкторам глянуть!

Чаек, кстати, здорово попахивал солидолом. Не отмыл я его выходит.

После первой поездки фляга довольно долго отстаивалась дома. Хождение в группе требовало большой варочной посуды, и на мне обычно ездил большой кан литров на 7. Следующий поход ожидал ее только через 3 года.

Весна 1984.Окончена школа, новая компания состоит из студентов-геологов. Мои приятели дружно взялись преподавать в различных кружках, и я по возможности пытался покататься с ними. Посмотреть на их работу, помочь и подстраховать. Вот тут то и возникла необходимость в небольшой варочной посуде. К необходимости ее в своем рюкзаке я уже привык (не люблю когда меня теряют) и вариантов не рассматривал.

На первомайские праздники решили ехать в район города Вереи. Договаривались на бегу, поэтому я оказался на месте один. И без палатки, и посуды только фляга. Ну, да ладно, пробьемся. Сделал костерок, вскипятил чайку. Правда, крышка в качестве чашки показала себя в полной мере: пить из горячего алюминия нужна некоторая сноровка. Оставшиеся бутерброды заменили ужин, с чем я и улегся спать. Утречком попытался позавтракать свежесваренной гречневой кашей. А это непросто. Ложка хорошо входит в горлышко, но достать оттуда кашу, особенно со дна – надо сильно стараться. Как той мартышке, что засунула лапу в кувшин и не может достать ее, чтобы не разжать кулак.

флС тех пор фляга использовалась только для приготовления напитков. Еще через 2 года, работая в Таджикистане, такая фляга была нашим главным источником воды на маршруте, за что и получила прозвище «апа». Но любой котелок, все-таки сильно удобнее, и мы стали заводить себе их. А фляга так и осталась стоять среди прочего снаряжения.

Голодные 90-е. Жена уехала с дочерью на юг, я на время вернулся в Москву. Можно экономить время и деньги на дорогу до работы. А денег не густо… А тут еще праздник: день независимости. Решено, еду в лес. Вот только еду какую взять? И тут взгляд падает на старую флягу. Открываю – ба - да тут живут старые пакетики с супами «Московский» (для тех, кто помнит, «с коровой»). Вот и чудненько! Собрался и поехал в Подосинки.

Народу из электрички валит что людей. Дошел до нашего обычного места, занято. Прошелся вокруг - аналогично. Ну, что ж делать, вот в елочках поставлю палатку и буду жить. Поставил палатку. Пока ходил за водой (кроме фляги есть еще и солдатский котелок) мелкий дождик перешел в ливень. Сделал кружку чая на сухом спирте под прикрытием полога палатки (чуть не угорел!) и улегся поспать. Проснулся вечером, почти ночь. Темно. Ливень продолжается. Вышел на улицу, благо есть еще плащ-палатка, пошел посмотреть что происходит вокруг. На основной дороге обнаружились 3 пакета. Заглянул: картошка, зелень, колбаса, майонез… Видимо, народ испугался дождя, и, бросив припасы, сбежал домой. Праздник начинает налаживаться! Только вот соли нет. Пошел к соседям, да так у них и просидел за полночь. Только к середине следующего дня дождь закончился. Удалось развести костер, сварить картошку, сделать салат. А когда еще через сутки я вернулся домой, коровьи супчики отправились на прежнее место во флягу.

Конец 90-х. Звонок застал на работе. В катакомбах потерялись дети. Надо идти искать. Договорился на работе. Но все снаряжение лежит за городом. Хотя… Комбез запасной в Москве, фонарь какой- то тоже есть. Посуда - ах, да - старая фляга. Ждет в старом рюкзаке на московской квартире. Докупаю по дороге батарейки и сало с хлебом и рысью несусь на электричку до Домодедова. На платформе уже собралось несколько человек. Довольно быстро добрались до входа. Переоделись и вниз. Нам повезло: потеряшек нашли минут через 20 . Вывели наружу. А здесь уже две машины - зеленая «буханка» спас-отряда, и черная Волга отца одного из детей.

Ну, вы поняли, не судьба мне была доесть эти супчики. А когда от запихиваний, доставаний пакетики совсем изорвались, пришлось их бесславно выкинуть. А фляга, по-прежнему, ждет своего часа. Вдруг еще понадобится…

«Любимая, я подарю тебе эту звезду»…

Если кто не понял, эта фраза из замечательного мультфильма. Настоятельно рекомендую посмотреть. Мое место в нем где-то между мамонтом и гаремом.

Самым распространенным в 80-е годы был полусферический алюминиевый котелок. Мы его называли трехлитровым, на самом деле, он меньше- 2,7-2,8 литра. При таком объеме посудина очень легкая, и за счет сферичности формы удобная для готовки. А вот с ручкой у него бывали проблемы. Первая: поскольку она (ручка) была сделана из алюминиевой проволоки, и если его СТАВИЛИ на огонь, могла расплавиться. Вторая: ушки для ручек, почему то всегда были сдвинуты относительно диаметра, и поэтому котелок висел слегка боком. Однако, при отсутствии (практически полном) конкуренции, их покупали и использовали. Некоторые группы заводили себе множество таких котелков, рассчитывая, что в части будет еда, а в остальных - питье. Правда, такие грозди мешали готовить, но принцип требовал, и народ не сдавался.

Кажется, 1986 год. Кроме лесных выходов, когда еда готовилась на костре в 5-7 литровых канах, были зимние походы под землю, где готовить предстояло на примусе. Тогда возникла необходимость завести себе котелок меньшего объема. Можно, правда, было использовать котелок, в котором возился примус «Шмель», но еда после такой посуды начинала заметно попахивать бензином, а это не радует. В процессе пропихивания вещей в узости подземных ходов, котелки приобретали персональную форму, так что каждый хозяин узнавал свою посуду в лицо.

Этой осенью к нам присоединилась новая девушка. Все были рады новому участнику, и старались ей помочь. Зная, что она живет в общаге, а постоянная голодуха там была притчей, выезжая из лесу предложили ей забрать остатки продуктов: макароны, чай…

- Да у нас и посуды то нет. Мы, когда заезжали, с собой привезли, а потом кто-то что-то взял попользоваться, да так и не вернул.

Это безобразие, и один из моей пары отправился в общежитие в качестве посуды. Все-таки копченый котелок не такая уж частая деталь на кухне, чтоб его там можно было потерять. И он там, действительно, прижился. А я, забегая в гости, был уверен, что принесенную еду есть в чем готовить. Вот только под копченое донце подложить надо что-нибудь.

А 1988 приключилась свадьба, и котелки из «ее» и «мой» стали просто наши. Но ни свадьба, ни рождение дочери не смогли нас остановить. Мы по-прежнему (ну, может чуть реже) весь год ходили по подмосковным лесам, а в отпуск отправлялись куда подальше. И обычно прихватив с собой хотя бы одну «трешку».

Случалось отдавать их напрокат приятелям, но они возвращались. Однажды, уезжая с острова, оставили один из котелков новым знакомым, которые обещали привезти его в Москву. С тех пор и по сей день от них не слуху, ни духу. Зато на следующий год мы приплыли на остров на лодке и обнаружили котелок на отмели в озере. Зато карельской водой с него начисто отмыло всю копоть, накопившуюся за годы.

buj00_9
Начало 2000-х. Мы стали старше, а я так и толще и зимние подземные экзерсисы потеряли свою привлекательность. Несколько удачных лыжных вылазок требовали продолжения, и мы двинули в истринский район. Увы, качество снега мы не учли. Даже широкие лыжи «Турист» проваливались до середины голени. За четыре часа ходу отошли от поселка километра на три и решили что хватит. Из-за позднего старта уже темнело. Выбрали более-менее ровную полянку, поставили палатку, развели костерок. Но ночь длинная, дров надо больше. Несколько сухостойных сосенок удалось завалить и «оттрелевать» к костру. Здесь из-под снега выкопали крупное дерево - и самим посидеть и дрова порубить. Надрубил очередной стволик и попробовал сломать своим весом - не выходит. Еще и топор мешается. Врубаю его в сучок лежачего дерева и слышу жалобный звяк: на сучке, оказывается, был надет наш второй котелок, неразличимый в ранних зимних сумерках. Дыра в середине дна больше 12 сантиметров - восстановлению не подлежит.

Не сказать, чтобы мы так уж любили эти котелки, но с его утратой стало грустно. Несколько раз я примеривался докупить парный. Но, каждый раз что-то останавливало. Может, осознание, что ценен предыдущий был только памятью о пройденных дорогах, которой новый не обладает.

Поэтому, при очередном приступе ностальгии я пошел и купил набор котелков Трамп 1-2-3л. Что и следовало доказать: большие котелки почти не ходили с нами. Только литровый малыш иногда вместо миски или кофейника находит место в рюкзаке. А последний старичок отправился на заслуженный отдых. Теперь он гордо стоит на балконе как символ нашего странного семейного счастья.

«Солдат всегда здоров, солдат на все готов»…

А сейчас поговорим про солдатский полуторолитровый котелок. Разработанный немцами еще в ПМВ «почкообразный» котелок оказался очень удачным и продолжал использоваться а во Второй Мировой, да и позже, особенно в ГДР. Красная армия должна была быть переоснащена такими в начале 40-х (с немцев слизали), но война задержала этот процесс. Зато производства, захваченные по репарации включали и производство котелков. Поэтому в 50-х такие котелки использовались уже почти повсеместно.

Первое знакомство, 1985. Надо сказать, что милитаристский дух из меня ушел где-то на границе младшей и средней школы. Поэтому, использование военного имущества (фляжек, сапог, ремней, тельняшек…) для походов диктовалось не форсом, а сугубой необходимостью: подешевле и попроще. При этом котелки как то находились «в тени»- при больших группах удобнее иметь миску и кружку.

В августе мы втроем отправили детей с хибинского похода в Москву, а сами задержались в приладожье. Тихое озеро, море черники, брусники, грибов - рай, да и только. Теперь. А что здесь бывало иначе легко догадаться: Окопы в карельском граните не зарастают. И колючка местами торчит из стволов сосен. А чуть ближе к шоссе стоит обелиск памяти павших.

Рыба у нас клевала плохо, и я, выискивая рыбное место, обходил озеро. В одном месте из-под воды блеснул алюминий. Я решил убрать банку из воды, ухватился и вытащил плоский котелок, Судя по удлиненным ушкам, немецкий. Он сохранился довольно неплохо: слегка помят, слегка поцарапан, нет ручки и крышки. Но это мелочи - сделаем ручку и будем пользоваться. Вот здесь я оценил его форму. Внутрь «тик в тик» входит кружка. Сам он прекрасно заменяет кружку с узкой стороны. При этом полный котелок - хорошая порция еды на троих. А карманы рюкзака как будто специально предназначены для его переноски.

Полгода я проходил со своим трофеем, пока в феврале в поездке на Кавказ заклепки ушек не потекли и при попытке ремонта старый алюминий начал просто выкрашиваться.

Вторая находка, 1987. Моя дипломная практика проходила на западной Камчатке. Работа не сложная, но муторная: документация результатов бурения и канав. Причем склады керна зачастую в поселок не вывозились, а оставались у скважин. Соответственно, приходилось отправляться к ним за 5-6 километров и там сидеть пока есть свет. У одного такого склада на старом костище и обнаружился солдатский котелок. Этот был со штатной ручкой и даже крышкой (хотя и без замка). Почему его здесь оставили - кто знает. Но возможность УДОБНО готовить себе чай теперь у меня была. С этим котелком я и вернулся в Москву, а вскоре мне подарили более свежую крышку.

Вот с этим комплектом я и проходил около 20 лет. Правда, крышка пару лет назад «ушла» чьими - то ногами, но котелок по сей день жив. А в семье у него еще два собрата: у жены и дочери. Из-за многолетней копчености мой уже неудобно доставать в поезде, и у него тоже начинает подтекать ушко крепления ручки. Поэтому старичок первый сезон, как отправлен на пензию, а вместо него в рюкзаке поселился еще свежий и даже зеленый собрат. Посмотрим, сколько нам отпущено с ним.

vol1
А упакованный в подсумок котелок прекрасно ложится в 4 литровый титановый кан и не болтается в нем при переноске. Так получилось собрать матрешку, занимающую в рюкзаке компактный объем - мечта которую я вынашивал много лет.

Вторая половина 90-х. Очень многие наши ходящие приятели заводили себе такие котелки, и возникла проблема как их между собой различать. Самым простым способом было нацарапать на котелке и крышке опознавательный знак. Именно поэтому на крышке котелка, который я дарил жене, было нацарапано солнце. И хотя при жарке оно закоптилось, оставалось вполне различимым. В очередной поездке в северную Карелию я приболел и рано пошел спать. А утром услышал ее рассказ, что они видели северное сияние. Правда, не сфотографировали, жалко. Ну, что ж, давай восполним этот пробел. Вот игла, и на крышке ее котелка появилась новая картинка: человечек, смотрящий на полярное сияние.

Парой лет позже. Маршрут с самого начала не заладился. Приятели не захотели к нам присоединиться, и мы пошли одной семьей - двое взрослых и ребенок. При сборке выяснилось, что кильсон байдарки треснул, и пришлось его наращивать доской от соседнего забора. Пройти удалось только одно озеро до длинного неудобного переноса. И мы решили повернуть к привычному острову. Это озеро мы уже представляли, и надеялись пронестись, не разбирая байду. Но, все-таки перенос необходим. Зачалились, выгрузили первую партию вещей, в том числе котелок, которым пользовались для отлива воды из лодки (чей он был - не помню). Перенесли их за плотину, и ребенка оставили там, с наказом делать костер. Пока мы выгрузили остальные вещи и донесли уже под дождичком байдарку до конца переноса, нас встретила гордая дочь: она не только под дождем развела костер, но и сварила нам малиновый компот. Растет наш ребеночек…
           PS. август 2016г. Принято волевое решение отправить старый котелок "на полку" и положить в рюкзак новенький, зелененький котелок. Старый жив, но подтекает ушко ручки... 2019 г- потом, вместо армейки цилиндрические котелки. но старый котелок до сих пор в деле...

Tags: тур-снаряжение мемуары байки из рюкзака

• И снова про походную посуду

Тут недавно опять наткнулся на ютубе на ролик с дифирамбами «котелку комбинированному», и немедля пошел рубить правду-матку. Автор мне и…

• Дорогие захребетники

Обойти эту самую заметную часть экипировки, конечно, невозможно. Правда, из-за своей тряпичности, они редко живут долго, а меняются быстро, поэтому…

• Байки из рюкзака-2

«Майнай по малу!..» "Майна"- навеска для спуско-подъемных работ. Костровая навеска, строго говоря, не является такой уж…